Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Интернет-интервью с С.А. Пузыревским
Консультант Плюс-Новороссийск > Справочная Правовая Система "КонсультантПлюс" > КонсультантПлюс - важные мероприятия!
EOL
Интернет-интервью с С.А. Пузыревским,
начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России:
"Практика применения новой редакции Федерального закона "О рекламе"


Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Уважаемые посетители сервера!

Приглашаем вас принять участие в подготовке вопросов для интервью с начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревским, которое состоится 11 декабря 2007 года.

Тема интервью: "Практика применения новой редакции Федерального закона "О рекламе".

В ходе интервью Сергею Анатольевичу Пузыревскому корреспондентами компании "Консультант Плюс" будут заданы наиболее актуальные и интересные из присланных вами вопросов. Свои вопросы вы можете присылать до 3 декабря.

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 21.07.2007)


Задать вопрос на сайте КонсультантПлюс

Либо

Задайте свой вопрос либо в этом топике - администратор его переадресует
Задавая вопрос обязательно указывайте

Сбор вопросов окончен

Ваше имя
Город / регион
Вопрос:
EOL
Предлагаем вашему вниманию краткий отчет о состоявшемся интернет-интервью с С.А. Пузыревским,
начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России:
"Практика применения новой редакции Федерального закона "О рекламе"


11 декабря состоялось интервью с начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревским.

Тема интервью: "Практика применения новой редакции Федерального закона "О рекламе". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

КонсультантПлюс: Прошло почти полтора года со дня принятия Государственной Думой в 2006 году Федерального закона "О рекламе". Как он сегодня работает? Нужны ли какие-нибудь изменения и дополнения к нему?

Сергей Анатольевич Пузыревский: Давая оценку в целом, можно сказать, что применение нового Закона, безусловно, решает проблемы развития рекламного рынка, проблемы развития конкуренции на рынке рекламных услуг. Кроме того, Закон позволяет обеспечить защиту потребителям рекламы. В России уже накоплен достаточно богатый опыт урегулирования отношений в этой области. На протяжении десяти лет в стране действовал закон, принятый в 1995 году, многие положения которого позволили комплексно урегулировать отношения на рынке рекламных услуг. Нравится это кому-то или нет, но реклама – это одна из реалий современного мира. Иногда она влезает в нашу жизнь просто бесцеремонно, нагло, иногда даже позволяет обманывать потребителя. В памяти у многих остались разрекламированные финансовые пирамиды АО "МММ", когда благодаря рекламе удалось ввести в заблуждение многих людей. Определенный осадок от той рекламы остался. Но как бы ни ругали рекламу, она скорее может принести больше пользы, чем вреда. Без нее современная экономика невозможна. Она очень важный элемент рыночных отношений, позволяющий быстро развиваться конкуренции в нашей стране. И чем ее будет больше, тем лучше для развития конкуренции. Задача же Закона сделать так, чтобы эта конкуренция была добросовестной, достоверной и проходила в строго заданных рамках. Именно поэтому Закон о рекламе, который у нас существует, ориентирован прежде всего на то, чтобы позволить хозяйствующим субъектам размещать или распространять о себе рекламу, а с другой стороны, обеспечить интересы их контрагентов, конкурентов и не допустить недостоверности, некорректности и недобросовестности в отношении них. И как видите, Закон работает. Сейчас мы не планируем вносить какие-либо комплексные изменения в него. Нужно дать время, чтобы участники рынка привыкли к тому, что есть на сегодняшний день. За период действия Закона внесены пять изменений. В частности, в июле этого года вступила в силу поправка, касающаяся обязанности рекламодателей сообщать стоимостные показатели в рублях. Если раньше в рекламе можно было обозначать цены, например, в условных единицах, долларах или евро, то теперь существует общее жесткое требование - цену товара или услуги нужно указывать в рублях. При этом не исключена возможность одновременно сообщить цену в валюте, но в рублях стоимость должна быть определена обязательно.

Конечно, по мере возникновения серьезных проблем стоит предпринимать определенные шаги. Вот один из нерешенных вопросов – реклама алкоголя и табака. По ней много ограничений и запретов, но, видимо, недостаточно. В Законе нет запрета на размещение такой рекламы на станциях метрополитена, и это вызывает непонимание и справедливое возмущение у людей. В этом случае поправки в Закон должны быть внесены. ФАС России поддержал такой законопроект. Надеемся, что в ближайшее время проблема будет решена. Еще существуют отдельные проблемы, связанные с правоприменением. С одной стороны, Закон позволил нам решить очень важные проблемы. Если вспомнить, полтора года назад у нас при полном запрете рекламы алкоголя она была везде, но не явная. Например, компания "Немиров". Все понимали, что из себя представлял "перчик", который прыгал на экране. Было много таких завуалированных рекламных роликов на телевидении. Принятый новый Закон позволил решить эти проблемы достаточно четко. Сейчас на телевидении скрытой рекламы фактически нет. В определенном смысле здесь произошло легальное перераспределение спроса, потому что эта реклама перетекла в печатные средства массовой информации, но это менее опасно по сравнению с размещением ее на телевидении, когда ее видит вся страна. Вот если оценивать, кто выиграл от нового Закона, то можно сказать, что в определенном смысле повезло печатным средствам массовой информации. Но выиграли и рекламодатели, потому что могут легально размещать такую рекламу не в ущерб своим бюджетам.

С принятием нового Закона произошло серьезное ограничение объемов рекламы в телепрограммах. Формально речь идет о 20% времени вещания в течение часа. Раньше привязка была к суткам, и телеканалы могли, допустим, в прайм-тайм выставлять больше рекламы, компенсируя это меньшими объемами рекламы, показываемой в дневное или ночное время. Сейчас оценка объемов рекламы делается исходя из часа эфирного времени, то есть из расчета 20 процентов рекламы в час на протяжении суток. Благодаря этому потоки рекламы равномерно распределились во времени. Проблема, на которую законодателю надо теперь обратить внимание, связана с тем, что Закон, ограничив коммерческую рекламу, не учел объемы анонсов телепередач, которые транслируются по телевидению и очень часто прерывают телепрограммы. Эти перерывы надо сделать существенно меньше. С 1 января 2008 года начнет действовать еще одно ограничение - дополнительное сокращение объема рекламы в телепрограммах. Объем рекламы в час будет снижен до 15%. Сейчас он составляет 12 минут, а уменьшится до 9. Почасовое ограничение объема рекламы в телепрограммах основывается на международном регулировании этих вопросов. Россия подписала в октябре 2006 года международную Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, но еще не ратифицировала ее. Сейчас проходит эта процедура. Для того чтобы Конвенция действовала в полной мере, ее нужно утвердить, а для этого нужно привести отдельные положения нашего Закона о рекламе в соответствие с этой Конвенцией. В частности, российским законодательством никак не регламентируется вопрос, как часто и сколько можно передавать рекламу. Европейская конвенция четко устанавливает определенные периоды прерывания рекламой телепередач. Министерством культуры РФ совместно с ФАС России подготовлен такой законопроект. Я думаю, что в ближайшее время он будет рассматриваться Госдумой.

Конвенция о трансграничном телевидении является документом, комплексно регулирующим вопросы телевещания в Европе. Почему в Европе это актуально? Потому что немецкое телевидение, например, охватывает около пяти ближайших соседствующих государств. Естественно, для всех них важно, чтобы для телевещания в этих странах были соблюдены единые правила и параметры. Это становится актуальным, так как расширяются возможности вещания нашего телевидения на другие страны. Хотя я могу сказать вот еще что: с 1 января требования по объему рекламы у нас будут жестче, чем в Европе. Потому что там установлен параметр – 20 процентов в течение часа. А мы переходим уже на следующий этап – 15 процентов.

Есть еще один вид рекламы, который на сегодняшний день является недостаточно урегулированным, - product placement. Первое, что у нас сделал законодатель, - сказал, что органичное интегрированное упоминание о конкретной марке товара, услуги в рамках художественного произведения не должно рассматриваться в качестве рекламы, на нее Закон не распространяется. Но критерии, как к этому подходить, где органичное интегрирование, а где не органичное, вызывают очень много вопросов. Вот у нас при ФАС создан Экспертный совет. Когда такие вопросы возникают, мы обсуждаем их с экспертами совета, среди которых есть представители рекламного сообщества, научных кругов, потребители и т.д. Но законодательно этот вопрос отрегулирован недостаточно. Я думаю, что рано или поздно мы к этому должны будем прийти.

КонсультантПлюс: Федеральный закон от 21.07.2007 N 193-ФЗ внес в Закон о рекламе кардинальные изменения. В чем их суть?

С.А.: Прежде всего они касаются изменений, связанных с порядком организации установки рекламных конструкций, которые вступят в силу с июля 2008 года. О чем идет речь? Главное - теперь, когда речь идет о заключении договоров на установку рекламных конструкций и если такая установка будет происходить на государственной муниципальной собственности - заключение договоров должно проводиться только на торгах. Нужно будет проводить аукцион или конкурс. Причем форма торгов – конкурс или аукцион - определяется уже непосредственно лицом, которое будет его организовывать. Само положение, которое связано с выставлением государственной муниципальной собственности для целей рекламы на торги, является достаточно прогрессивным и правильным направлением. Картина ясна. Во-первых, государство открыто сообщает о том, что есть такие места, которые могут быть использованы для установки рекламных конструкций. Во-вторых, оно получает максимально возможный доход. При таком подходе чиновникам будет сложно заниматься злоупотреблениями, решается проблема, связанная с коррупцией, и полностью учитываются интересы государства, потому что оно, выступая собственником в этом случае, на аукционе получит большую стоимость.

И второй очень важный момент - это ограничение участия в торгах одного лица и ограничение владения рекламными конструкциями. Чем больше компаний действует на рынке, тем лучше для потребителя. Так, Законом установлена доля в размере 35% информационных полей на территории того муниципального образования или городского образования, где будет производиться установка рекламной конструкции. Эти проценты ограничивают возможность участвовать в торгах для лиц, владеющих долей рекламных конструкций более чем 35 процентов. Они в соответствии с Законом не могут быть допущены к участию в торгах, и с ними не может заключаться договор на новые конструкции. При этом правила не применяются к тем органам местного самоуправления, на территории которых установлено менее 10 рекламных конструкций.

Закон предоставляет антимонопольному органу полномочия на право обращения в суд с иском об аннулировании тех разрешений, которые выходят за рамки этих процентов. Конечно, на практике нужно будет смотреть, как суды к этому отнесутся, наработать антимонопольным органам свою практику, тесно сотрудничать с органами местного самоуправления, контролировать их. Кстати, хочу отметить, что эти информационные поля во многих регионах учитываются и подпадают под соответствующее налогообложение. Многие органы местного самоуправления к этому готовы, потому что с 1 июля 2008 года уже начнется применение Закона.

КонсультантПлюс: В Законе "О рекламе" нет четкого понятия о том, что можно считать вывеской, а что рекламой. В чем их отличия?


С.А.: На самом деле на сегодняшний день достаточно сложно провести четкую грань между вывеской и рекламой. И связано это со многими факторами. В том числе и с определенными пробелами в правовом регулировании. Сейчас эти вопросы решаются во многих случаях актами органов местного самоуправления. Позиция Федеральной антимонопольной службы такова. Каждая организация имеет право на вывеску. Она ее размещает в месте нахождения, и вывеска рекламой не является. Поэтому в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе не нужно получать разрешения на ее установку. Например, аптека или магазин с каким-то конкретным названием. Однако органы местного самоуправления отвечают за организацию благоустройства населенных пунктов. Нельзя нарушать общую архитектуру и композиционное оформление городских территорий. Поэтому определенные требования к вывескам органами местного самоуправления могут устанавливаться. Но эти требования, к сожалению, во многих регионах совершенно разные. До тех пор пока это не будет отрегулировано на федеральном уровне, данный вопрос останется открытым. Но если требования органов местного самоуправления переходят определенную разумную грань, например оформить заказ, изготовить вывеску или рекламный щит только в определенной фирме, то тогда нужно обращаться уже в антимонопольный орган. Здесь идет открытое нарушение антимонопольного законодательства.

Будет ли являться рекламой штендер с названием магазина, установленный у дороги? Требуется ли на него разрешение? - Елена (Сочи)

С.А.: Размещение штендера с названием магазина вне места нахождения магазина может рассматриваться в качестве его рекламы. Однако если штендер не является средством стабильного территориального размещения (рекламной конструкцией), то получение на него разрешения по правилам статьи 19 Закона о рекламе не требуется. Вместе с тем если установка штендера осуществляется на земельном участке, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, например на тротуаре недалеко от магазина, то необходимо получить согласие на его установку собственника этого участника (государственного или муниципального органа).

Правомерно ли размещение рекламных указателей (с названием компании, ее логотипом) совместно с другими информационными дорожными знаками-указателями? Насколько я знаю, это запрещено ПДД. Тем не менее во всех крупных городах такие рекламные указатели размещены повсеместно, что значительно ухудшает восприятие, отвлекает от информационных указателей улиц, городов и др. объектов. Кто должен заниматься данным вопросом - УФАС в регионах или ГИБДД? При этом в каждом регионе изготовлением и размещением рекламных указателей, совмещенных с дорожными знаками, занимается организация, созданная при ГИБДД региона. – Степанов Алексей (Самара)

С.А.: Согласно части 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается. Однако исходя из положений статей 19, 33 и 38 Закона о рекламе антимонопольный орган не имеет полномочий по возбуждению дел, связанных с нарушением порядка установки рекламных конструкций.

Полномочия по выдаче предписаний на демонтаж рекламной конструкции, установленной без соответствующего разрешения, предоставлены органам местного самоуправления (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе). При невыполнении таких предписаний органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о принудительном демонтаже рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе). Поэтому если установка рекламной конструкции, совмещенной со знаком дорожного движения, произведена без разрешения органа местного самоуправления, то демонтаж такой конструкции осуществляется по предписанию органа местного самоуправления.

В случаях если рекламная конструкция, совмещенная со знаком дорожного движения, установлена на основе выданного в установленном порядке разрешения органа местного самоуправления, то признание такого разрешения недействительным (с последующим демонтажем конструкции) возможно только в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта (пункт 5 части 20 статьи 19 Закона о рекламе).

У меня в подъезде и в лифте кондоминиум повесил рекламные щиты. А я не хочу их смотреть и изучать, но вольно или невольно приходится на них обращать внимание. Правомерно ли поступает кондоминиум? - Владимир (Тюмень)

С.А.: Закон о рекламе не содержит запрета на размещение рекламы в жилых домах, в том числе на щитах и лифте. Вместе с тем использование любого имущества для распространения на нём рекламы осуществляется по договору с собственником, владельцем такого имущества. Соответственно при отсутствии согласия собственника имущества на размещение рекламы её распространение может быть прекращено.

Является ли аэрография в виде наименования фирмы и адреса её сайта на автомобиле директора или другого лица рекламой? - Наталия (Москва)

С.А.: Любая информация о том или ином объекте рекламирования (товаре, средстве его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, результатах интеллектуальной деятельности либо мероприятии), размещенная в том числе на автомобиле, подпадает под понятие рекламы независимо от способа ее нанесения. Исключением из данного правила являются отличительные знаки, указывающие на принадлежность транспортных средств каким-либо лицам, в том числе в виде аэрографии.

От рекламы в бегущей строке я освободилась просто: приклеила непосредственно на мониторе черную пленку. Но в бегущей строке по нашим местным каналам ТВ часто используются фото- и видеоэффекты, причем эти "картинки" "выпрыгивают" из строки порой до середины экрана. Так что здесь даже моя "защита" не спасает. Нарушают ли носители рекламы закон? - Фарида Абитова (Казань)

С.А.: Согласно части 2 статьи 14 Закона "О рекламе" при совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна занимать более чем семь процентов площади кадра, а также накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера. Поэтому если при размещении рекламы в виде наложений телеканал не соблюдает указанных требований, то он может быть привлечен к административной ответственности.

Вопрос в связи с рекламой пива на ТВ. Планируется ли ограничение времени для рекламы пива в течение одного рекламного блока? На мой взгляд, существующая ситуация, когда в одном рекламном блоке 10 рекламных роликов из 13 идут с рекламой пива, то это прямо способствует чрезмерному употреблению населением данного напитка, и никакие предупреждения не спасают. - Алексей Степанов (Самара)

С.А.: Одним из основных способов ограничения воздействия рекламы пива на телезрителей (в первую очередь несовершеннолетних) является запрет размещения рекламы пива и напитков, изготовленных на его основе, в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени. При этом с 1 января 2008 года объем рекламы в телепрограммах должен сократиться до 15 процентов времени вещания в течение часа. Это должно привести в том числе к сокращению количества рекламы пива, размещаемой в ночное время.

КонсультантПлюс: Не могли бы Вы порекомендовать, как уберечь себя от агрессивных рекламодателей, которые постоянно звонят на домашние номера и весьма навязчиво предлагают различные услуги. Например, полечить зубы в сети стоматологических клиник, предлагая перезвонить по определенному номеру телефона. Причем звонки, которые поступают круглосуточно, осуществляет робот, и даже с помощью определителя номера избавиться от них невозможно, т.к. исходные номера меняются. А обращения по указанному выше телефону с просьбой прекратить звонки результатов не дают. С подобной проблемой сталкиваются многие люди.

С.А.: Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы посредством использования телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение такой рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан незамедлительно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Если абонент не давал своего согласия на получение рекламы посредством телефонной связи, то такие действия по распространению рекламы противоречат законодательству и не допускаются. Поэтому изложенные Вами факты распространения рекламы стоматологической клиники подлежат проверке и при установлении факта правонарушения могут являться основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности.

КонсультантПлюс: Сергей Анатольевич, мы благодарим Вас за интересное интервью и, пользуясь случаем, поздравляем Вас с наступающими новогодними праздниками!

Полную версию состоявшегося интернет-интервью вы можете прочесть на сайте Консультант Плюс
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.