Интернет-интервью с С.О. Шохиным,
cтатс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России:
"Изменение таможенного законодательства"


Уважаемые посетители сервера!

7 июля компания КонсультантПлюс провела интервью cо cтатс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России Сергеем Олеговичем Шохиным.

Тема интервью: "Изменение таможенного законодательства". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

Сегодня активно идут процессы интеграции России в мировое экономическое сообщество. В связи с этим предполагается дальнейшее развитие таможенного законодательства с учетом создания баланса интересов государства и бизнеса. На вопросы, касающиеся данной темы, ответил в ходе беседы Сергей Олегович Шохин.

Предлагаем вам выдержки из состоявшегося интервью. Полный текст вы можете найти на сайте КонсультантПлюс

КонсультантПлюс: Сергей Олегович, вступление России в ВТО предполагает желание и готовность нашей страны применять на практике рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Предполагается ли рассматривать таможенных брокеров в качестве уполномоченных экономических операторов (УЭО) с предоставлением соответствующих льгот и упрощенных процедур таможенного оформления?

Сергей Олегович Шохин: В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации МФ-П13-5736 (вх. N 3604п от 04.12.2006) по предложениям и рекомендациям, выдвинутым в ходе XX заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, Федеральной таможенной службой в 2006 - 2007 гг. проводилась работа по подготовке предложений о внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, касающихся введения института уполномоченного грузополучателя.

Кроме того, данный вопрос обсуждался на заседаниях рабочей группы, созданной в ФТС России под моим руководством в целях подготовки законопроекта, предусматривающего включение в таможенное законодательство института уполномоченного грузополучателя.

По итогам данной работы был подготовлен проект доклада для Правительства Российской Федерации о преждевременности разработки данного законопроекта в текущем году в связи с необходимостью комплексного подхода к анализу российского таможенного законодательства в целях его унификации с международными конвенциями с учетом возможных финансовых потерь и политических последствий.

Таким образом, в ближайшей перспективе ФТС России не планирует рассматривать таможенных брокеров в качества уполномоченных экономических операторов с предоставлением каких-либо льгот и упрощенных процедур таможенного оформления в связи с отсутствием данного института в таможенном законодательстве.

КонсультантПлюс: В настоящий момент в соответствии с п. 21 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме (приказ ГТК РФ от 30 марта 2004 года N 395) таможенные органы оформления отказывают в применении электронной формы декларирования при срабатывании рисков даже в отношении добросовестных участников ВЭД, осуществляющих предварительное информирование, в том числе с использованием системы "Зеленый коридор". Предполагается ли использование в отношении добросовестных участников ВЭД, получивших разрешение на электронное декларирование, в большей степени таможенного контроля после выпуска и внесения соответствующих поправок в действующие профили рисков?

Сергей Олегович: Инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной приказом ГТК России от 30.03.2004 N 395, определены случаи, когда таможенное оформление товаров, декларируемых в электронной форме, переводится на бумажные носители.

Пунктом 15 Инструкции установлено, что, если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о предоставлении документов на бумажных носителях.

Дальнейшее таможенное оформление товаров должно производиться в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях.

Кроме того, в соответствии с п. 6 данной Инструкции бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации.

Иных случаев отказа в применении электронной формы декларирования Инструкцией не предусмотрено. Так как электронная форма декларирования является не упрощенной процедурой таможенного оформления, а одной из форм декларирования товаров, применяемой наряду с письменной формой декларирования, то к лицам, декларирующим товары в электронной форме, любые формы таможенного контроля применяются в общеустановленном порядке.

КонсультантПлюс: Действительно ли, что нормами ВТО предусмотрено, что таможни должны выполнять только функции таможенного оформления и таможенного контроля, а правоохранительные функции должно выполнять особое ведомство - таможенная полиция? Изменятся ли структура и функции таможенных органов после вступления в ВТО? Насколько структура ФТС соответствует мировым стандартам? Или сегодняшняя реорганизация ФТС с постепенным обособлением правоохранительного блока не имеет отношения к вступлению в ВТО?

Сергей Олегович: Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе и ФТС России, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о ФТС России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, а также Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительством Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, правоохранительные функции сохраняются за таможенными органами. В соответствии с Концепцией развития таможенных органов особое внимание в области правоохранительной деятельности уделяется противодействию терроризму и международной наркопреступности.

Международный опыт организационного устройства таможенных органов свидетельствует о различных подходах в построении структуры таможенных служб. Что касается правоохранительной составляющей деятельности таможенных органов других стран, то в одной части государств таможенные службы имеют в своей структуре правоохранительные подразделения (например, в КНР, ФРГ, Болгарии, США), в других странах (например, Великобритании, Финляндии) эти функции возложены на иные ведомства.

Таким образом, резюмируя сказанное, можно заключить, что все страны, как входящие в ВТО, так и не входящие, осуществляют формирование структуры и полномочий таможенных служб исключительно исходя из собственных критериев и опыта. Структура таможенной службы Российской Федерации включает в себя все подразделения, которые можно найти в традиционных таможенных структурах других стран.


КонсультантПлюс: И последний вопрос, поступивший к нам от посетителя сайта: "Почему вопреки требованиям ст. 6 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 2002 г. начальник правового управления, а также таможенные органы прямого подчинения ФТС РФ на поданные адвокатами запросы отказываются отвечать, ссылаясь на отсутствие представленной доверенности при осуществлении защиты прав и свобод граждан и организаций и ссылаются при этом на требования Таможенного кодекса РФ (гл. 7)? Другие государственные органы и даже суды себе этого не позволяют, если вопрос не касается государственной, служебной или иной охраняемой законом тайны…"

Сергей Олегович: Информация, полученная таможенными органами, их должностными лицами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях. В силу положений статьи 10 ТК РФ не подлежит разглашению, использованию в личных целях или передаче третьим лицам информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, а указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии.

Учитывая положения Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", информация, запрашиваемая адвокатами, как правило, касается осуществления внешнеэкономической деятельности конкретными юридическими лицами и относится к коммерческой тайне относительно деятельности таких участников ВЭД. На основании статьи 10 ТК РФ и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 названного Федерального закона, получение запрашиваемых сведений возможно только по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Подробнее читайте на сайте
КонсультантПлюс