Аннотации к судебным решениям в КонсультантПлюс

Аннотации с обстоятельствами дела и решением суда в КонсультантПлюс экономят время юриста! В короткой аннотации дана вся важная информация из судебного решения. Аннотации включены прямо в список судебных решений, которые вы получаете по запросу. Узнайте больше об этом и других преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super

Правовые новости. Коротко о важном от 11.07.2013

ФИНАНСЫ

ГОСУДАРСТВО




• ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 146-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Банк России наделяется полномочиями по проверке деловой репутации целого ряда учредителей, акционеров и участников кредитных организаций

Принят федеральный закон, устанавливающий новые требования к кредитным организациям и их акционерам (участникам), а также существенно расширяющий контрольные полномочия Банка России (далее - Закон). Закон содержит многочисленные поправки к Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - закон о банках), к Федеральному закону от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также к ряду некоторых других нормативных актов.

Изменения в основном касаются кредитных организаций. В частности, Закон уточняет понятие "банковская группа", устанавливает особенности системы оплаты труда некоторых руководителей кредитной организации. Большая часть положений Закона вступает в силу 2 октября 2013 г., отдельные нормы начнут действовать в более поздние сроки.

Помимо нововведений, затрагивающих только кредитные организации, Закон содержит правила, которые будут распространяться на иные организации, а также на физических лиц.

Так, будут ужесточены требования к одобрению Банком России сделок по приобретению акций (долей) кредитной организации и сделок по установлению контроля над акционерами (участниками) такой организации. В действующей редакции закона о банках установлено, что лица, приобретающие более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) совершающие сделки, направленные на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, обязаны получать предварительное согласие Банка России.

Закон определяет, что теперь такое согласие будет необходимо для сделок по приобретению более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также сделок, направленных на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

Новое требование введено для лиц, приобретающих более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, лиц, обладающих данным количеством акций, а также лиц, приобретающих или осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих более чем 10 процентами ее акций (долей) (далее все вместе - лица, приобретающие (обладающие) более 10 процентов акций (долей)). Согласно Закону для всех вышеназванных лиц будет действовать правило об обязательном соответствии не только требованиям финансовой устойчивости, но также и требованиям к деловой репутации (п. 5 ч. 1 ст. 16 закона о банках в редакции Закона).

В Законе содержится 11 требований к деловой репутации. Все они связаны с неприменением в отношении самого лица или подконтрольных ему лиц тех или иных мер государственного принуждения. Например, неудовлетворительной будет признаваться деловая репутация лица, имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений, или лица, которое имело права давать обязательные указания или возможность определять действия кредитной организации, если такая организация была признана банкротом. Стоит отметить, что аналогичные требования с небольшими отличиями Закон предъявляет к деловой репутации руководителей кредитной организации и кандидатов на эту должность.

Требования к деловой репутации предъявляются как к физическим, так и к юридическим лицам, приобретающим (обладающим) более 10 процентов акций (долей) кредитной организации. Что касается юридического лица, приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, то упомянутые требования будут предъявляться также к его единоличному исполнительному органу.

В Законе подробно определено, каким образом Банк России должен реагировать на нарушение требований о финансовой устойчивости и деловой репутации. В случае обнаружения нарушения он в тридцатидневный срок выносит предписание с требованием о его устранении. Нарушителям предоставляется 90 дней для устранения выявленных нарушений либо для уменьшения участия акционеров (участников) в уставном капитале кредитной организации до 10 (или ниже) процентов или для прекращения контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

С момента получения упомянутого предписания лица, обладающие более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, имеют право голосовать только той частью акций (долей) кредитной организации, которая не превышает 10 процентов. Остальные акции (доли) не являются голосующими и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) кредитной организации.

В случае неисполнения предписания Банк России будет вправе обратиться в суд с требованием об уменьшении участия в уставном капитале кредитных организаций либо о прекращении осуществления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.


• ГОСУДАРСТВО
Федеральный закон от 02.07.2013 N 162-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


За распространение информации о вакансиях, содержащей дискриминационные требования, установлены административные штрафы в размере до 15 тыс. руб.

14 июля 2013 г. вступит в силу Закон N 162-ФЗ, в соответствии с которым, кроме прочего, запрещается распространять информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях (далее - вакансии), содержащую ограничения дискриминационного характера. За нарушение данного запрета лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа, размер которого для организаций составляет от 10 до 15 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - от 3 до 5 тыс. руб.

По смыслу Закона N 162-ФЗ к ответственности за названное правонарушение могут быть привлечены как сами потенциальные работодатели и лица, содействующие трудоустройству (например, кадровые агентства), так и любые иные лица, распространяющие названную информацию (в частности, СМИ).

Протоколы о совершении данных правонарушений в соответствии с Законом N 162-ФЗ будут составлять должностные лица региональных органов исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения. Рассматривать дела об указанных нарушениях будут судьи.

В Законе N 162-ФЗ установлен примерный перечень требований, которые могут быть признаны дискриминационными. В целом он повторяет перечень, предусмотренный в ст. 3 ТК РФ. В частности, к таким требованиям относится прямое или косвенное ограничение прав или установление преимуществ в зависимости от пола, возраста, места жительства, семейного, имущественного или социального положения, а также иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. К иным обстоятельствам может быть отнесено, например, окончание соискателем конкретного высшего учебного заведения.

Напомним, что в ст. 3 ТК РФ установлен общий запрет на дискриминацию в сфере труда. Согласно ст. 64 ТК РФ запрещен отказ работодателя от заключения трудового договора по основаниям, связанным с дискриминацией. Однако прямого запрета на распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера, до вступления в силу Закона N 162-ФЗ не было установлено. Согласно сложившейся судебной практике наличие в описании вакансий требований, например, к полу, возрасту или месту регистрации претендента признавалось законным (см., например, Апелляционные определения Московского городского суда от 20.12.2012 по делу N 11-28525/12, Ростовского областного суда от 03.06.2013 по делу N 33-6785).

Отметим, что и в Трудовом кодексе РФ, и в Законе N 162-ФЗ определены условия, при которых установление различий или предпочтений не может быть признано дискриминацией.

Так, во-первых, допускается установление ограничений или преимуществ, связанных с деловыми качествами работника. Напомним, что Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2 разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать, в частности, способность лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Также Пленум ВС РФ указал, что работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакансию, и иные требования, которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, навыки работы на компьютере).

Во-вторых, в описании вакансии могут содержаться требования, право или обязанность установления которых закреплены в федеральном законе. Например, таким требованием является пол претендента при устройстве на работы, использование труда женщин на которых запрещено или ограничено в силу ст. 253 ТК РФ.