Юридический форум России



3-4 апреля 2013 г., Москва, "Марриотт Роял Аврора" (Москва, ул. Петровка, 11/20)
5 апреля 2013 г. , Лондон, Hotel Lancaster London (Лондон, Lancaster Terrace)

Компания "КонсультантПлюс" - информационный партнер. Ключевая тема форума - как повысить привлекательность и конкурентоспособность российского права и тем самым привлечь инвесторов в российскую экономику.

Подробная информация и регистрация на сайте

Правовые новости. Коротко о важном от 27.03.2013

• ГОСУДАРСТВО


Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н
"Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2013 N 27518)


Вступил в силу новый порядок проверки органами ФСС РФ правильности оформления листков нетрудоспособности

26 марта вступил в силу Порядок осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (далее - Порядок), утвержденный Приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н (далее - Приказ N 1345н). В новом Порядке определено, каким образом ФСС РФ должен проверять медицинские организации и индивидуальных предпринимателей (далее - медицинские организации), которые имеют лицензию на медицинскую деятельность, включающую работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Подробнее о порядке получения такой лицензии см. в Путеводителе по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности

Действие рассматриваемого документа распространяется на медицинские организации, однако в случае нарушения ими порядка выдачи листков нетрудоспособности негативные последствия могут возникнуть и у работодателей, которые направили в ФСС РФ обращение о зачете страховых сумм на основе таких листков нетрудоспособности.

До утверждения Порядка правила осуществления контроля за экспертизой временной нетрудоспособности (данный контроль включает проверку правил выдачи, продления, оформления учета и хранения листков нетрудоспособности) были установлены Инструкцией о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности (утв. Приказом Минздрава России N 291, ФСС РФ N 167 от 06.10.1998, далее - Инструкция). Отметим, что Приказ N 1345н не отменяет Инструкцию. Она отменяется другим документом - Приказом Минздрава России N 1563н, ФСС РФ N 538 от 25.12.2012, но он вступит в силу только 31 марта. Таким образом, в период с 26 по 31 марта и Порядок, и Инструкция будут действовать одновременно.

Плановые проверки

В соответствии с Порядком плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года в отношении одного лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности. Ежегодный план-график проведения таких проверок должен быть утвержден приказом руководителя территориального органа ФСС РФ и размещен в свободном доступе на интернет-сайте такого органа не позднее чем за 30 дней до начала года.

В Инструкции была установлена иная периодичность планового контроля - не реже раза в пять лет, минимальный срок проведения таких проверок не был определен.

Объем проверяемой информации при осуществлении плановой проверки в Порядке определяется иначе, нежели в Инструкции. В соответствии с Порядком при проведении плановой проверки необходимо проверять все случаи выдачи листков нетрудоспособности на срок более 15 календарных дней за проверяемый период. Случаи выдачи листков на срок менее 15 календарных дней проверяются выборочно.

Внеплановые проверки и уведомление о проверке

В соответствии с Порядком основанием для внеплановой проверки могут послужить обращения (жалобы) граждан, юрлиц и индивидуальных предпринимателей на действия (бездействие) лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности, связанные с нарушением порядка выдачи, продления и оформления таких листков. Схожие основания содержались и в Инструкции.

В Порядке установлено, что юрлицу не позднее чем за 10 рабочих дней до начала плановой проверки и не позднее чем за три рабочих дня до начала внеплановой проверки направляется уведомление о проведении проверки. В Инструкции обязанность уведомлять о проверках не была закреплена.

Правовые последствия проверки

В Порядке определено, какие правовые последствия наступают в случае нарушений при выдаче листков нетрудоспособности. Выявление таких нарушений влечет одновременно:

1) непринятие ФСС РФ к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенных страхователем с нарушением законодательства, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Данное полномочие ФСС РФ предусмотрено в п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Таким образом, если в результате проверки выявится нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности, то негативные последствия могут возникнуть не только у медицинской организации, выдавшей такие листки.

Отметим, что ФСС РФ мотивирует работодателей не проверять листки нетрудоспособности самостоятельно, а обращаться для этого в территориальные органы Фонда (см. Письмо ФСС РФ от 30.09.2011 N 14-03-11/15-11575);

2) предъявление ФСС РФ исков к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. Таким полномочием ФСС РФ обладает на основании п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ.

Отметим, что в некоторых случаях арбитражные суды отказывают в удовлетворении исков ФСС РФ о взыскании с медицинских организаций убытков. Данную позицию они обосновывают тем, что медицинская организация не является субъектом правоотношений по расходованию средств на обязательное социальное страхование, не несет ответственности за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования. Таким образом, отсутствует причинно-следственная связь с заявляемыми ФСС РФ расходами в виде принятых к зачету сумм пособий (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2012 по делу N А56-72410/2011, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А21-5663/2012, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А27-16216/2012).