КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера Выпуск от 20.03.2013



В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения МинфинаРоссии, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств повопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговыхорганов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимобухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстросориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение сучетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.



Содержание обзора



Новости

1. С 1 января 2013 г. форму личной карточки работника организациявправе разработать самостоятельно

2. Если основное средство введено в эксплуатацию до 1 января 2013 г.,то начислять амортизацию можно с момента подачи документов на госрегистрацию:мнение Минфина России

3. Освобождение от налога на имущество не распространяется на движимоеимущество, модернизированное после 1 января 2013 г., но принятое на учет доэтой даты

4. До подачи декларации по налогу на прибыль продавец вправескорректировать базу по НДС в отношении сделок между взаимозависимыми лицами завсе налоговые периоды истекшего года

5. При отсутствии документального подтверждения расходов денежныесредства, выплачиваемые работнику при направлении его в однодневнуюкомандировку в России, не облагаются НДФЛ в размере, не превышающем 700 руб.

6. Разъяснены вопросы, касающиеся аудиторского заключения поконсолидированной финансовой отчетности



Комментарии

1. Вправе ли вновь созданные организации и вновь зарегистрированныепредприниматели, не получившие дохода в первом налоговом периоде, которыйзакончился 31 декабря 2012 г., продолжить применять ЕСХН в 2013 г.?

2. Должен ли применяющий УСН агент учесть в доходах компенсациюнедостачи товаров, полученных на реализацию от принципала?







Новости



1.С 1 января 2013 г. форму личной карточки работника организация вправеразработать самостоятельно

ПисьмоРоструда от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1



С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).Согласно ч. 4 ст. 9Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемых организацией(за исключением организаций государственного сектора), должен утверждатьруководитель организации. При этом в указанном законеотсутствует требование о необходимости составления документов поунифицированным формам.

Как считает Роструд, с 1 января 2013 г. негосударственные организациивправе использовать формы первичных учетных документов, разработанные имисамостоятельно. В частности, это относится к личной карточке работника (форма N Т-2),которая утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее -Постановление N 1). При этом Роструд отмечает, что первичный учетный документдолжен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9Закона N 402-ФЗ.

В то же время Постановлением N 1утверждены и другие унифицированные формы первичной учетной документации поучету труда и его оплате. Напомним, что данное Постановлениепринято в целях реализации требований Трудового кодексаРФ. По ИнформацииМинфина России N ПЗ-10/2012, с 1 января 2013 г. необязательно использоватьформы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм. Однакообязательными к применению остаются формы первичных учетных документов,установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральнымизаконами и на их основании (например, формы кассовых документов). Заметим, чтона разъяснения Минфина России ссылается и Роструд.

Учитывая изложенное, в настоящее время организациям для оформлениясобытий в рамках трудовых отношений целесообразнее использовать унифицированныеформы, утвержденные Постановлением N 1.Согласно ч. 1 ст. 9Закона N 402-ФЗ первичными учетными документами оформляются все фактыхозяйственной жизни, к которым в полной мере можно отнести и указанные события,поэтому применение данных форм необходимо утвердить либо отдельным приказомруководителя организации, либо приложением к учетной политике.



2.Если основное средство введено в эксплуатацию до 1 января 2013 г., то начислятьамортизацию можно с момента подачи документов на госрегистрацию: мнение МинфинаРоссии

ПисьмоМинфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5793

ПисьмоМинфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5798



С 1 января 2013 г. внесены изменения в положения Налогового кодексаРФ, касающиеся момента начала начисления амортизации основных средств, права накоторые подлежат госрегистрации. В настоящее время амортизация по такомуимуществу начинает начисляться по общему правилу, то есть согласно п. 4 ст. 259НК РФ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, а не смомента подачи документов на регистрацию права, исходя из действовавшего ранее п. 11 ст. 258НК РФ.

В Письмах от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5793и N 03-03-06/1/5798Минфин России рассмотрел ситуацию, когда основное средство введено вэксплуатацию до 2013 г., но документы на госрегистрацию будут подаваться уже втекущем году. Согласно позиции финансового ведомства к такому имуществуприменяется порядок, действовавший ранее, и поэтому при условии введенияимущества в эксплуатацию амортизация может начисляться только с моментадокументально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию права.Это обусловлено тем, что внесенные изменения вступили в силу с 1 января 2013 г.и их действие не распространяется на основные средства, введенные вэксплуатацию до указанной даты.

Обращаем внимание: в рассматриваемой ситуации, несмотря на разъясненияМинфина России, налогоплательщик может начинать начислять амортизацию с 1-гочисла месяца, следующего за вводом основного средства в эксплуатацию (см.выпуск обзораот 21.11.2012). Такую позицию организации, скорее всего, придется отстаивать всуде, однако в настоящее время практика по данному вопросу сформировалась впользу налогоплательщиков. Президиум ВАС РФ в Постановленииот 30.10.2012 N 6909/12 подчеркнул, что момент начала начисления амортизации вотношении основного средства не может зависеть от даты подачи документов нагосрегистрацию права. Если же основное средство было введено в эксплуатацию вдекабре 2012 г., то начисление амортизации с 1 января 2013 г. можнодополнительно обосновать вышеуказанными изменениями Налогового кодексаРФ, вступившими в силу с начала года.



3.Освобождение от налога на имущество не распространяется на движимое имущество,модернизированное после 1 января 2013 г., но принятое на учет до этой даты

ПисьмоМинфина России от 01.03.2013 N 03-05-05-01/6096



Согласно подп. 8 п. 4 ст.374 НК РФ движимое имущество, принятое на учет в качестве основныхсредств после 1 января 2013 г., не является объектом обложения налогом наимущество организаций. Минфин России рассмотрел вопрос о возможности примененияданного положения в отношении движимого имущества, принятого на учет до указаннойдаты, в части затрат на его модернизацию или реконструкцию, произведенных втекущем году. Как разъяснило финансовое ведомство, в данной ситуацииорганизация не вправе применять освобождение от обложения налогом на имущество,и обоснована эта позиция следующим образом.

Объектом обложения указанным налогом является имущество, котороеучитывается на балансе организации в качестве основного средства в порядке,установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374НК РФ). Согласно п. 6Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01(утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, далее - ПБУ 6/01) единицейбухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Основныесредства принимаются на учет по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ6/01). Затраты на модернизацию (реконструкцию) объекта после ее окончанияувеличивают эту первоначальную стоимость, если в результате такой модернизации(реконструкции) улучшаются или повышаются первоначальные показателифункционирования основного средства (п. 27ПБУ 6/01).



4.До подачи декларации по налогу на прибыль продавец вправе скорректировать базупо НДС в отношении сделок между взаимозависимыми лицами за все налоговыепериоды истекшего года

ПисьмоМинфина России от 01.03.2013 N 03-07-11/6175



Минфин России направил разъяснения касательно корректировки базы поНДС при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг)взаимозависимыми лицами.

По общему правилу база по НДС определяется как стоимость реализованныхналогоплательщиком товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, которыеопределяются в соответствии со ст. 105.3НК РФ, с учетом акцизов и без включения налога (п. 1 ст. 154НК РФ). В свою очередь, согласно п. 1 ст. 105.3НК РФ взаимозависимые лица в целях налогообложения учитывают любые доходыисходя из рыночных цен по аналогичным сделкам независимо от того, какие ценыустановлены между указанными лицами.

По истечении календарного года налогоплательщик в соответствии с п. 6 ст. 105.3НК РФ вправе самостоятельно произвести корректировку (увеличение) базы и суммналогов, в том числе НДС, за истекшие в этот год налоговые периоды. По мнениюМинфина России, в случае проведения таких корректировок продавец подаетуточненные декларации по каждому налоговому периоду, в котором цены отличалисьот рыночных. Указанные уточненные декларации по НДС необходимо представитьодновременно с декларацией по налогу на прибыль (НДФЛ), то есть до 28 марта (30апреля) следующего года. При этом следует обратить внимание, что в случаесамостоятельной корректировки налогоплательщиком базы по НДС пени неначисляются до даты уплаты налога на прибыль или НДФЛ за соответствующийпериод, то есть до 28 марта или 15 июля следующего года.

Кроме того, Минфин России отметил, что при такой корректировкепродавец не предъявляет к уплате сумму НДС покупателю и, в связи с этим, невыставляет ему счет-фактуру. Соответственно, приобретатель товаров (работ, услуг)не корректирует суммы НДС, принятые к вычету.



5.При отсутствии документального подтверждения расходов денежные средства,выплачиваемые работнику при направлении его в однодневную командировку вРоссии, не облагаются НДФЛ в размере, не превышающем 700 руб.

ПисьмоМинфина России от 01.03.2013 N 03-04-07/6189



В соответствии со ст. ст. 166,167 и 168 ТКРФ работодатель обязан, в частности, возместить сотруднику расходы, понесенныеим в служебной командировке. Согласно п. 3 ст. 217НК РФ компенсационные выплаты работнику в связи с исполнением им трудовыхобязанностей, включая возмещение командировочных расходов, не облагаются НДФЛ.Для суточных установлен предельный не облагаемый указанным налогом размер - 700руб. за каждый день командировки на территории России и 2500 руб. за деньнахождения в заграничной командировке (абз. 12 п. 3 ст.217 НК РФ). Остальные выплаты освобождаются от обложения НДФЛ впределах фактически произведенных и документально подтвержденных расходовсотрудника.

В рассматриваемом ПисьмеМинфин России разъяснил, что в случае направления работника в однодневнуюкомандировку денежные средства, выплачиваемые ему работодателем, не являютсясуточными, а относятся к возмещению других расходов, произведенных сотрудникомпри исполнении трудовых обязанностей. Поэтому полученные средства не облагаютсяНДФЛ при наличии документального подтверждения осуществленных за их счетрасходов.

Если же подтверждающие документы отсутствуют, то, по мнениюфинансового ведомства, перечисляемые сотруднику денежные средства освобождаютсяот налогообложения в пределах 700 руб. при нахождении в командировке в России и2500 руб. в случае направления за границу. В обоснование такого вывода МинфинРоссии сослался на аналогичную позицию Президиума ВАС РФ, высказанную в Постановленииот 11.09.2012 N 4357/12.



6.Разъяснены вопросы, касающиеся аудиторского заключения по консолидированнойфинансовой отчетности

ИнформацияМинфина России N ОП 3-2013 "Обобщение практики применения МСФО натерритории Российской Федерации"



Минфин России разъяснил некоторые вопросы применения МСФО. Финансовоеведомство указало, в частности, на следующее.

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательномуаудиту в соответствии со ст. 5Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовойотчетности". Аудиторское заключение по данной отчетности может бытьположительным, если в нем выражено мнение о достоверности соответствующейотчетности (немодифицированное мнение). В иных случаях аудиторское заключениесодержит мнение о достоверности отчетности с оговоркой, отрицательное мнениелибо отказ от выражения мнения (п. 14 Федеральногостандарта аудиторской деятельности ФСАД 1/2010, п. 1Федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 2/2010, которые утвержденыПриказом Минфина России от 20.05.2010 N 46н).

В Информации Минфина России также разъяснена ситуация, когдаконсолидированная отчетность составляется в нескольких валютах представления(рублях и иной валюте). Если организация составляет одну отчетность внескольких валютах, то в аудиторском заключении эту информацию приводить нетребуется. Если же компания выпускает две отчетности, то в последней из нихотражается факт наличия отчетности, составленной ранее в другой валюте. Ваудиторское заключение по отчетности, составленной позже, может быть включенасоответствующая часть, привлекающая внимание. В случае когда организациявыпускает несколько комплектов отчетности в разных валютах одновременно, МинфинРоссии рекомендует указывать это обстоятельство в каждой отчетности и включатьчасть, привлекающую внимание, во все аудиторские заключения.

Кроме того, финансовое ведомство отметило, что обязательный аудитгодовой бухгалтерской и годовой консолидированной финансовой отчетности одной итой же компании может быть проведен разными аудиторскими организациями. Приэтом общее собрание акционеров АО или участников ООО в соответствии сзаконодательством РФ не обязано утверждать аудитора для проведения аудитаконсолидированной финансовой отчетности.

Минфин России также затронул вопрос об определении признаковобесценения активов, полученных от государства подконтрольной ему организацией.







Комментарии



1.Вправе ли вновь созданные организации и вновь зарегистрированныепредприниматели, не получившие дохода в первом налоговом периоде, которыйзакончился 31 декабря 2012 г., продолжить применять ЕСХН в 2013 г.?



Название документа:

ПисьмоФНС России от 25.02.2013 N ЕД-4-3/3075@ "О применении ЕСХН в следующемналоговом периоде при полном отсутствии доходов в первом налоговомпериоде"



Комментарий:

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предпринимателивправе продолжить применять ЕСХН, если в первом налоговом периоде они неполучили доходов, которые учитываются при определении налоговой базы (подп. 1 п. 4.1 ст.346.3 НК РФ). Указанное правило вступило в силу 1 января 2013 г.Вправе ли им воспользоваться налогоплательщики, созданные илизарегистрированные до 2013 г.?

Минфин России в Письмеот 28.01.2013 N 03-11-09/11 разъяснил, что подп. 1 п. 4.1 ст.346.3 НК РФ распространяется только на тех налогоплательщиков,которые созданы или зарегистрированы начиная с 1 января 2013 г. Данное ПисьмоФНС России направила нижестоящим налоговым органам (см. Письмоот 25.02.2013 N ЕД-4-3/3075@).

Однако по данному вопросу возможна и иная позиция. Подпункт 1 п. 4.1ст. 346.3 добавлен в Налоговый кодексРФ Федеральным закономот 25.06.2012 N 94-ФЗ. Указанный закон не уточняет, на каких именноналогоплательщиков распространяется новое правило. В соответствии с подп. 1 п. 4.1 ст.346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированныйпредприниматель вправе продолжить применять ЕСХН в следующем налоговом периоде,если у данного налогоплательщика в первом налоговом периоде отсутствовалидоходы, учитываемые при определении налоговой базы. Для вновь созданных(зарегистрированных) налогоплательщиков, первый налоговый период которыхзакончился 31 декабря 2012 г., следующий налоговый период по ЕСХН начинается 1января 2013 г. В связи с этим указанные налогоплательщики вправевоспользоваться подп. 1 п. 4.1 ст.346.3 НК РФ, который вступил в силу также 1 января 2013 г.

Теперь рассмотрим, у каких вновь созданных (зарегистрированных)налогоплательщиков первый налоговый период по ЕСХН закончился 31 декабря 2012г. Напомним, что абз. 2 п. 2 ст. 55НК РФ установлены особенности определения первого налогового периода дляорганизаций. Они заключаются в следующем. Если организация была создана впериод с 1 по 31 декабря, то для нее первым налоговым периодом являетсяпромежуток времени со дня ее создания до конца следующего календарного года.Если же дата создания приходится на период между 1 января и 30 ноября, топервым периодом признается промежуток времени от даты создания до концатекущего календарного года. Таким образом, подп. 1 п. 4.1 ст.346.3 НК РФ распространяется на организации, созданные начиная с 1декабря 2011 г.

Для предпринимателей порядок определения первого налогового периодаНалоговым кодексомРФ не установлен. Некоторые суды распространяют на них правила, которыепредусмотрены для организаций, созданных в период с 1 по 31 декабря (см. ПостановлениеДевятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 N А35-6438/07-С15(ПостановлениемФАС Центрального округа от 26.06.2009 N А35-6438/07-С15 данное Постановлениеоставлено без изменения)). В то же время Минфин России считает, что абз. 2 п. 2 ст. 55НК РФ на предпринимателей не распространяется (см. Письмоот 27.07.2011 N 03-11-11/195). Таким образом, вопрос о первом налоговом периодепредпринимателя, зарегистрированного в период с 1 по 31 декабря, являетсяспорным. Если же предприниматель был зарегистрирован до 1 декабря, то первымналоговым периодом для него будет период от даты регистрации до конца текущегокалендарного года. Учитывая изложенное, можно заключить, что действие подп. 1 п. 4.1 ст.346.3 НК РФ распространяется на предпринимателей, зарегистрированныхтакже начиная с 1 декабря 2011 г. Однако такую позицию предпринимателю придетсяотстаивать в суде, причем исход судебного разбирательства предсказать сложно.

Кроме того, следует отметить, что до внесения указанных поправок вНалоговый кодексРФ вопрос о возможности продолжения применения ЕСХН вновь созданными(зарегистрированными) налогоплательщиками, которые не получили доходов в первомналоговом периоде, являлся спорным. Официальные органы настаивали на том, чтотакие организации и предприниматели утрачивают право на применение ЕСХН (см.Письма Минфина России от 16.03.2011 N 03-11-09/12,ФНС России от 24.11.2010 N ШС-37-3/16198@).Однако судебная практика была на стороне налогоплательщиков (см. ПостановленияФАС Центрального округа от 01.03.2012 N А23-2534/2011,ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 N А72-16139/2009,Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 N 17АП-6992/2012-АК).Подробнее об этом см. в выпуске обзора"Новые документы для бухгалтера" от 20.04.2011.

Таким образом, подп. 1 п. 4.1 ст.346.3 НК РФ могут воспользоваться организации, созданные начиная с 1декабря 2011 г., и предприниматели, зарегистрированные также начиная суказанной даты. Однако им, скорее всего, придется в судебном порядке доказыватьвозможность применения данного права.



2.Должен ли применяющий УСН агент учесть в доходах компенсацию недостачи товаров,полученных на реализацию от принципала?



Название документа:

ПисьмоМинфина России от 27.02.2013 N 03-11-06/2/5588



Комментарий:

Агент, применяющий УСН, получил от принципала товар на реализацию. Поусловиям агентского договора товар должен быть продан по цене принципала снаценкой агента, которая составляет его вознаграждение. В ходе инвентаризациибыла выявлена недостача этого товара. Сумма данной недостачи в размереустановленной принципалом цены товара и наценки агента была взыскана свиновного лица. Необходимо ли агенту учесть в доходах взысканную сумму?

В комментируемом ПисьмеМинфин России разъяснил, что денежные средства, поступившие налогоплательщикуот материально ответственного лица в счет возмещения недостачи товаров,признаются его доходом на дату получения. Обосновано это тем, что организации,применяющие УСН, учитывают, в частности, внереализационные доходы,предусмотренные ст. 250НК РФ (п. 1 ст. 346.15НК РФ). Суммы возмещения убытков или ущерба относятся ко внереализационнымдоходам в соответствии с п. 3 ст. 250НК РФ.

Следует отметить, что такой подход представляется спорным. Дело в том,что на основании п. 1 ст. 998,ст. 1011ГК РФ агент несет ответственность за недостачу имущества принципала. То естьагент должен компенсировать принципалу стоимость утраченного имущества,переданного на реализацию. В соответствии со ст. 41НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.Таким образом, в данном случае экономической выгодой агента будет лишь та частьполученных от виновного лица денежных средств, которая останется в распоряженииагента после перечисления принципалу сумм компенсации. Поскольку виновное лицовозместило стоимость утраченного товара с учетом наценки агента, то именноденежные средства в размере данной наценки составят доход агента. Учесть ихнеобходимо на дату фактического получения, то есть в момент, когда денежныесредства поступят на банковский счет или в кассу организации (п. 1 ст. 346.17НК РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации агент должен включить вдоходы лишь сумму наценки. В данном случае не исключены споры с налоговойинспекцией.