КонсультантПлюс: "горячие" документы
Приказ Минтруда России от 28.12.2012 N 639н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения"Посмотреть все "горячие" документы

Правовые новости. Коротко о важном от 15.03.2013
  • ФИНАНСЫ
  • ГОСУДАРСТВО

• ФИНАНСЫ
Проект Федерального закона
"О Финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций"


Минфин России предлагает учредить институт уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг

На сайте Минфина России размещены два документа: проект федерального закона "О Финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" (далее - Проект закона) и проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" (далее - Проект закона о внесении изменений). В соответствии с первым из них предлагается учредить институт финансовых уполномоченных, а также определить порядок рассмотрения и принятия ими решений по обращениям потребителей финансовых услуг - физлиц. Согласно второму Проекту планируется, в частности, установить административную ответственность финансовых организаций за неисполнение требований Проекта закона.

Предполагается, что финансовые уполномоченные будут рассматривать имущественные споры по обращениям потребителей финансовых услуг к кредитным организациям, страховым организациям, обществам взаимного страхования. Споры с иными финансовыми организациями будут рассматриваться финансовыми уполномоченными только при подписании с ними соглашения о присоединении.

Финансовые организации будут обязаны вносить ежегодные платежи и плату за рассмотрение споров финансовым уполномоченным

Предполагается, что к финансовому уполномоченному сможет обратиться любой гражданин - потребитель финансовых услуг. Такое обращение будет являться дополнительным досудебным способом защиты. Оно не повлияет на право граждан защищать свои права иными способами, в том числе и в судебном порядке. Однако при обращении гражданина в суд с требованием, рассматриваемым финансовым уполномоченным, последний будет обязан прекратить производство по делу.

Кроме того, финансовый уполномоченный получит право рассматривать в банковской сфере дела по имущественным требованиям к кредитной организации на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., а в сфере страховой деятельности - на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Такие споры должны касаться только вопросов, определенных в ч. 4 и 6 ст. 6 Проекта закона.

Срок подачи обращения к финансовому уполномоченному составит два года с момента окончания оказания финансовой услуги или прекращения обязательств по договору. По истечении срока исковой давности по соответствующему требованию оно рассматриваться не будет.

Решение, принятое финансовым уполномоченным по результатам рассмотрения обращений, будет обязательно для исполнения финансовыми организациями.

За рассмотрение и принятие решения по обращению с граждан не будет взиматься плата, Проектом закона не предусмотрена также обязанность уплаты госпошлины.

В отношении финансовых организаций разработчики Проекта закона предлагают установить обязанность вносить обязательные ежегодные платежи, а также плату за рассмотрение споров финансовым уполномоченным.

Размер обязательного ежегодного платежа составит:

- 500 тыс. руб. - для тридцати крупнейших банков;

- 100 тыс. руб. - для иных кредитных организаций;

- 300 тыс. руб. - для двадцати крупнейших страховых организаций;

- 50 тыс. руб. - для остальных страховых организаций.

Плата за рассмотрение обращения, как предполагается, будет взиматься с организации только в случае, если финансовый уполномоченный примет решение об удовлетворении или частичном удовлетворении требования заявителя. Размер такой платы будет зависеть от сложности дела.

Отметим, что согласно Проекту закона о внесении изменений за неперечисление или несвоевременное перечисление вышеназванных платежей на организации планируется накладывать административный штраф в размере от 30 до 100 тыс. руб.

Решения финансового уполномоченного будут обязательны для финансовых организаций

В соответствии с Проектом закона финансовая организация, в отношении которой поступило обращение, будет обязана представлять запрашиваемые финансовым уполномоченным документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела. Отказать в представлении этих документов будет невозможно, даже если они содержат информацию, доступ к которой ограничен законом (например, банковскую тайну). За непредставление организациями такой информации на них может быть наложен административный штраф, размер которого составит от 5 до 20 тыс. руб.

Кроме того, финансовый уполномоченный сможет давать указания и рекомендации организациям, выносить в отношении них обязательные для исполнения решения по обращениям заявителей. За частичное или полное невыполнение решения финансового уполномоченного предлагается установить штраф для организаций в размере от 20 до 50 тыс. руб., а при повторном нарушении - от 50 до 150 тыс. руб.

Также финансовый уполномоченный будет вправе информировать компетентные органы госвласти, местного самоуправления, Банк России или саморегулируемые организации, членами которых являются финансовые организации, о случаях массового нарушения прав потребителей данными организациями либо о случаях нарушения прав потребителей, имеющих особое общественное значение. Вероятно, такая информация будет направляться, в частности, в Роспотребнадзор, органы прокуратуры.

С текстом Проектов можно ознакомиться на сайте Минфина России.


[b]• ГОСУДАРСТВО
[/b]
Постановление Правительства РФ от 27.02.2013 N 162
"Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда"


Вступили в силу правила оказания экстренной помощи туристам

Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27.02.2013 N 162, которым утверждены Правила оказания экстренной помощи туристам и Правила финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда (далее - Правила экстренной помощи и Правила финансирования).

Постановление принято во исполнение отдельных положений Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности). Напомним, что в мае 2012 г. в Закон о туристской деятельности были внесены изменения, направленные на защиту туристов от возникновения неблагоприятных ситуаций за рубежом. Было определено понятие "экстренная помощь", также были установлены организационные основы оказания данной помощи туристам: она должна оказываться за счет компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее - объединение туроператоров).

Правила экстренной помощи являются ключевым документом для реализации новых положений Закона о туристской деятельности, поскольку определяют условия и порядок оказания такой помощи. Данными Правилами устанавливается широкий перечень оснований для обращения туристов за экстренной помощью. Она оказывается в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором договора о реализации туристского продукта.

Отметим, что термин "ненадлежащее исполнение договора" можно толковать широко. В ст. 9 Закона о туристской деятельности содержится открытый перечень действий, которые признаются ненадлежащим исполнением договора. В качестве примера таких действий можно привести ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Для получения экстренной помощи турист должен направить объединению туроператоров соответствующее обращение. В нем необходимо указать сведения, позволяющие идентифицировать туриста, номер договора о реализации туристского продукта, наименование туроператора, а также обстоятельства (факты), свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору. Помимо туриста такое обращение может подать иной заказчик, орган госвласти или местного самоуправления, туроператор или турагент.

Объединение туроператоров должно рассмотреть обращение не позднее 24 часов с момента получения. По результатам рассмотрения принимается решение либо об оказании туристу экстренной помощи, либо об отказе в ее оказании. Объединение туроператоров имеет право проверять достоверность сведений, содержащихся в обращении, а также запрашивать дополнительные сведения и документы, относящиеся к сути обращения. Отметим, что форму документа, содержащего решение об оказании экстренной помощи, обязан утвердить Ростуризм.

Правилами экстренной помощи установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в оказании помощи. Она не предоставляется, если:

- в обращении отсутствуют необходимые сведения;

- обращение содержит информацию, не соответствующую действительности;

- Президентом РФ принято решение об эвакуации российских туристов из иностранного государства в связи с возникновением угрозы безопасности их жизни и здоровья;

- установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для оказания экстренной помощи.

В случае принятия решения об оказании туристу экстренной помощи объединение туроператоров обязано оплатить все мероприятия по ее оказанию.

Экстренная помощь включает перевозку туриста в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами, обеспечение временного проживания туриста (в некоторых случаях), доставку до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия, организацию питания, обеспечение неотложной медицинской и правовой помощи, а также хранение багажа.

Оплата мероприятий по оказанию экстренной помощи производится в соответствии с Правилами финансирования. Объединение туроператоров обязано заключать договоры с третьими лицами (их объединениями), осуществляющими перевозку и (или) размещение туристов и оказывающими другие услуги, необходимые для предоставления туристам экстренной помощи. Оплачивать фактические расходы на оказание экстренной помощи также должно объединение туроператоров.

В соответствии со ст. 11.5 Закона о туристской деятельности после оплаты указанных расходов к объединению туроператоров переходит принадлежащее туристу право требования к страховщику о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Не покрытая финансовым обеспечением сумма расходов на оказание туристу экстренной помощи, понесенных объединением туроператоров, может быть взыскана с туроператора в порядке регресса.

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления положений об отсутствии необходимости прохождения повторной государственной экспертизы проектной документации при изменении решений, связанных с применением современных технологий и управленческих компетенций"


Минтранс России предлагает отказаться от госэкспертизы модификаций проектной документации, не снижающих характеристики надежности и безопасности объекта строительства

Завершилась независимая экспертиза размещенного на сайте Минтранса России проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления положений об отсутствии необходимости прохождения повторной государственной экспертизы проектной документации при изменении решений, связанных с применением современных технологий и управленческих компетенций" (далее - Проект). В данном документе предлагается расширить установленный Градостроительным кодексом РФ перечень случаев, в которых разрешается не проводить экспертизу проектной документации.

Напомним, что в соответствии с действующей редакцией ч. 3 ст. 49 ГрК РФ допускается не проводить экспертизу модифицированной типовой проектной документации, в частности, если модификация не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Экспертизу проводить необходимо в тех случаях, когда в результате корректировки проектной документации улучшаются характеристики надежности и безопасности объектов.

По мнению разработчиков Проекта, данная норма ограничивает включение в проектную документацию инновационных решений, современных технологий и материалов, поскольку такое включение связано с необходимостью проведения длительных процедур экспертизы проектной документации. В свою очередь, это затрудняет быстрое и эффективное внедрение современных технологий в строительство. Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" срок проведения государственной экспертизы может достигать 60 дней. Срок проведения негосударственной экспертизы устанавливается договором.

Авторы Проекта предлагают не проводить госэкспертизу проектной документации, получившей положительное заключение госэкспертизы, если в результате корректировки такой документации хоть и затрагиваются, но не снижаются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов. То же правило предлагается применять и при модификации отдельных разделов проектной документации.

Стоит обратить внимание, что в отношении типовой проектной документации, ранее получившей положительное заключение негосударственной экспертизы, данное правило применяться не будет.

По замыслу авторов Проекта, подтверждением того, что в результате модификации проектной документации характеристики надежности и безопасности объекта не снижаются, будет являться заключение, выданное юрлицом, аккредитованным на проведение негосударственной экспертизы проектной документации. Типовую форму такого заключения должен будет разработать Госстрой.

Отметим, что в Проекте не содержится предложений о регламентации порядка, сроков выдачи указанного заключения, порядка внесения платы за его составление и о сумме такой платы. Вероятно, стороны будут определять это самостоятельно в соответствующем договоре.

Следует указать, что в настоящее время в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 49 ГрК РФ, не требуется проведение как государственной, так и негосударственной экспертизы. Если Проект будет принят в данной редакции, то все исключения, установленные в ч. 3 ст. 49 ГрК РФ, будут применяться только в отношении государственной экспертизы.

С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте Минтранса России