Подписаться на обзоры на www.consultant.ru



КонсультантПлюс Новыедокументы для бухгалтера.

Выпуск от 06.03.2013



В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения МинфинаРоссии, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств повопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговыхорганов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимобухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстросориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение сучетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.



Содержание обзора



Новости

1. Привлечение налогоплательщика к ответственности в случае, если ондо подачи уточненной декларации не уплатил недостающую сумму налога и пени

[/font]2. Внесены поправки в Положение об особенностях порядка исчисленияпособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячногопособия по уходу за ребенком

3. ФНС России разъяснила порядок определения суммы доходов поконтролируемым сделкам с агентом

4. Представлять вместе с расчетом по форме-4 ФСС документы,подтверждающие право на применение пониженных тарифов взносов, не требуется



Комментарии

1. Как поступить с переплатой, образовавшейся более трех лет назад?

[font="Verdana"]2. Необходимо ли применяющим УСН налогоплательщикам заверять винспекции книгу учета доходов и расходов за 2012 г.?








Новости



1.Привлечение налогоплательщика к ответственности в случае, если он до подачиуточненной декларации не уплатил недостающую сумму налога и пени

ПисьмоМинфина России от 04.02.2013 N 03-02-07/1/2279



Согласно подп. 1 п. 4 ст. 81НК РФ налогоплательщик, представивший уточненную декларацию после истечениясроков подачи первоначальной декларации и уплаты налога, освобождается отответственности, если до представления уточненной декларации он перечислит вбюджет недостающую сумму налога и пени. Применение данной нормы вызывает уналогоплательщиков много вопросов (подробнее см. в Энциклопедии спорныхситуаций по части первой Налогового кодексаРФ).

Минфин России рассмотрел вопрос об освобождении от ответственностиналогоплательщика, подавшего уточненную декларацию, в которой указанаподлежащая доплате сумма налога, в том случае, если такая сумма не былауплачена. Финансовое ведомство пришло к выводу, что в данной ситуации безустановления состава правонарушения привлечь налогоплательщика кответственности нельзя.

Основанием для привлечения к налоговой ответственности служитустановление налоговым органом факта совершения правонарушения. Этот фактдолжен быть указан в решении инспекции, вступившем в силу (п. 3 ст. 108НК РФ). Понятие налогового правонарушения определено в ст. 106НК РФ. Им признается виновно совершенное противоправное действие илибездействие налогоплательщика.

Законодательством о налогах и сборах установлена презумпцияневиновности налогоплательщика. В соответствии с п. 6 ст. 108НК РФ наличие обстоятельств, свидетельствующих о факте налоговогоправонарушения и виновности лица в его совершении, обязаны доказывать налоговыеорганы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого кответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, то обстоятельство, что налогоплательщик представилуточненную декларацию с указанием суммы налога, подлежащей доплате, само посебе не свидетельствует о занижении налоговой базы. Факт неуплаты недостающейсуммы налога и соответствующих ей пеней в бюджет до представления даннойдекларации не является основанием для привлечения налогоплательщика кответственности, если не установлен состав налогового правонарушения. Налоговыйорган должен учесть имеющиеся у него сведения о суммах излишне уплаченногоналога, которые подлежат зачету или возврату налогоплательщику.

Большинство арбитражных судов придерживаются аналогичной позиции(Постановление ФАС Московского округа от 14.11.2012 N А40-3386/12-91-13,ФАС Уральского округа от 28.09.2012 N А50П-148/12).Подробнее об этом см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первойНалогового кодексаРФ.



2. Внесеныпоправки в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу заребенком

ПостановлениеПравительства РФ от 20.02.2013 N 145 "О внесении изменений в Положение обособенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, побеременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам,подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временнойнетрудоспособности и в связи с материнством"



Скорректировано Положениеоб особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, побеременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам,подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временнойнетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное ПостановлениемПравительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение). Эти изменения,связанные с введением нового порядка расчета среднего дневного заработка дляисчисления пособий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января2013 г.

Напомним, что с указанной даты средний дневной заработок, необходимыйдля расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия поуходу за ребенком, исчисляется путем деления всего заработка работника за двакалендарных года, которые предшествуют году наступления страхового случая, начисло календарных дней в них (ч. 1, 3.1 ст. 14Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальномстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством", далее - Закон N 255-ФЗ). При этом не учитываются дни,приходящиеся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности иродам, отпуска по уходу за ребенком, а также период освобождения работника отработы с полным или частичным сохранением заработной платы согласнозаконодательству РФ, если на эти суммы оплаты труда не начислялись взносы в ФССРФ (ч. 3.1 ст. 14Закона N 255-ФЗ и п. 15(2) Положения).Необходимо указать, что средний дневной заработок не может превышать величину,которая определяется путем деления на 730 предельной базы для начислениястраховых взносов в ФСС РФ, установленной на соответствующие периоды (ч. 3.3 ст. 14Закона N 255-ФЗ). Подробнее см. Практический комментарийосновных изменений налогового законодательства с 2013 года.

Следует отметить, что порядок определения среднего дневного заработкадля расчета пособия по временной нетрудоспособности остался прежним: заработокза два предшествующих календарных года необходимо разделить на 730 (ч. 3 ст. 14Закона N 255-ФЗ и п. 15(1)Положения).



3. ФНСРоссии разъяснила порядок определения суммы доходов по контролируемым сделкам сагентом

ПисьмоФНС России от 06.02.2013 N ОА-4-13/1706



Реализация и приобретение товаров нередко осуществляются черезпосредника, например агента. В такой ситуации у налогоплательщиков возникаетвопрос: как рассчитать сумму доходов по сделкам между агентом и принципалом, атакже между агентом и третьим лицом (продавцом или покупателем) в целяхпризнания данных сделок контролируемыми?

В Письмеот 06.02.2013 N ОА-4-13/1706 ФНС России разъяснила, что при осуществленииопераций с участием посредника следует отдельно рассматривать сделку междуагентом и принципалом и сделку между агентом и третьим лицом.

В отношении сделки между агентом и третьим лицом необходимо учитыватьдоходы, подлежащие передаче агентом принципалу на основании агентскогодоговора. В рассматриваемом Письменалоговое ведомство разъяснило порядок заполнения третьим лицом уведомления оконтролируемых сделках, утвержденный ПриказомФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. ФНС России отметила, что в такоеуведомление вносятся сведения о сделке, заключенной непосредственно с агентом.

В разд. 1А данного уведомления третье лицо указывает:

- в п. 210"Код наименования сделки" - код сделки, заключенной третьим лицом иагентом;

- в п. 211"Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" - код,которому соответствует третье лицо;

- в п. 310"Сумма расходов налогоплательщика по контролируемой сделке" - суммурасходов на приобретение актива.

В разд. 1Б отражаются:

- в п. 030"Наименование предмета сделки" - наименование предмета сделки,заключенной третьим лицом и агентом;

- в п. 050"Номер другого участника сделки" и в разд. 2"Сведения об организации - участнике контролируемой сделки" - данныеагента;

- в п. п. 060"Номер договора" и 065"Дата договора" - реквизиты договора, заключенного третьим лицом иагентом;

- в п. 130"Цена" - цена сделки между третьим лицом и агентом;

- в п. 140"Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин" - стоимостьпредмета сделки, заключенной между третьим лицом и агентом;

- в п. 150"Дата совершения сделки" - дата признания третьим лицом актива вбухгалтерском учете.

По мнению ФНС России, при определении суммы доходов по сделке междуагентом и принципалом учитываются как доходы в виде вознаграждения,выплаченного посреднику, так и доходы принципала, возникшие в результате исполненияагентского договора.

Необходимо отметить, что в Письме от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182 (вопрос 6)налоговое ведомство разъясняло следующее: при внесении в уведомление оконтролируемых сделках сведений о сделке, заключенной агентом и принципалом, вкачестве дохода указывается агентское вознаграждение.



4.Представлять вместе с расчетом по форме-4 ФСС документы, подтверждающие правона применение пониженных тарифов взносов, не требуется

ПисьмоФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893



ФСС РФ направил разъяснения по применению положений законодательства всфере обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования. Врассматриваемом Письмезатронуты две большие группы вопросов: первая касается применения пониженныхтарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случайвременной нетрудоспособности и в связи с материнством, вторая - начисленияуказанных взносов на отдельные виды выплат. Ранее некоторые разъяснения,содержащиеся в этом Письме,контролирующие органы уже направляли. Это отражено в выпусках обзора от 05.09.2012,11.07.2012,23.05.2012,12.01.2012и 06.07.2011.Одним из наиболее интересных вопросов, рассмотренных ФСС РФ, являетсяследующий: необходимо ли подавать в контролирующие органы документы,подтверждающие право на применение пониженных тарифов страховых взносов, припредставлении плательщиком расчета по форме-4 ФСС?

Плательщики взносов обязаны ежеквартально представлять втерриториальные органы ФСС РФ по месту своего учета расчет по форме-4 ФСС(ч. 9 ст. 15Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах вПенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РоссийскойФедерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее- Закон N 212-ФЗ), ч. 2 ст. 4.8Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальномстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством", п. 1 ст. 24Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний"). В этом расчете, в частности, отражаются показатели, которыесвидетельствуют о применении плательщиком пониженных тарифов страховых взносов.При этом само по себе применение таких тарифов носит заявительный характер. Всвязи с этим ФСС РФ разъяснил, что плательщик может по своей инициативепредставить вместе с расчетом по форме-4 ФССдокументы, подтверждающие право на применение льготы.

Фонд отметил, что если лицо не подает указанные документы вместе срасчетом, это не является основанием для отказа в принятии документов по форме-4 ФСС.Это следует из п. п. 14и 15Административного регламента предоставления Фондом социального страхованияРоссийской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным иуплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случайвременной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательномусоциальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страховогообеспечения (форма 4-ФСС),который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 N 204н. Вэтих пунктах указано, что единственным документом, необходимым дляпредоставления такой госуслуги Фондом, является расчет по форме-4 ФСС,а оснований для отказа в его приеме законодательно не установлено.

Однако ФСС РФ обращает внимание, что законодательством предусмотреноправо контролирующего органа истребовать документы, подтверждающие правильностьисчисления и полноту уплаты страховых взносов (п. 1 ч. 1 ст. 29,ч. 1 ст. 37Закона N 212-ФЗ). Этому праву соответствует обязанность страхователяпредставить запрашиваемые документы (п. 4 ч. 2 ст. 28Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, плательщик может не подавать вместе с расчетом по форме-4 ФССдокументы, подтверждающие право на применение пониженных ставок страховыхвзносов. Однако он обязан представить такие документы в случае их истребованияконтролирующим органом.







Комментарии



1. Какпоступить с переплатой, образовавшейся более трех лет назад?



Название документа:

ПисьмоМинфина России от 11.02.2013 N 03-02-07/1/3225



Комментарий:

Налогоплательщик вправе подать заявление о зачете или возврате излишнеуплаченной суммы налога в течение трех лет со дня уплаты (п. 7 ст. 78НК РФ). Минфин России в рассматриваемом письмеразъяснил, что в случае пропуска указанного срока налогоплательщик можетобратиться в инспекцию с просьбой о списании соответствующей суммы переплаты.Так как Налоговый кодексРФ не устанавливает в отношении подобной ситуации специального порядка,препятствий для списания нет. Следует отметить, что сумма списанного налоганикак не влияет на обязательства плательщика перед бюджетом.

Однако истечение трехлетнего срока не лишает налогоплательщика шансаучесть излишне уплаченные суммы при расчете или перечислении налогов. Он можетпопытаться воспользоваться одним из двух следующих способов.

1. Переплата признается безнадежным долгом и включается в расходы приопределении базы по налогу на прибыль. Такой вывод содержится в ПостановленииФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 N А78-5404/2011 (ОпределениемВАС РФ от 08.11.2012 N ВАС-12510/12 отказано в передаче данного дела вПрезидиум ВАС РФ). По мнению суда, переплата по своей сути не является налогом,так как это часть собственности, переданной в бюджет без законной обязанности иоснования. Таким образом, положения п. 4 ст. 270НК РФ, согласно которым в целях налога на прибыль не учитываются суммыуплаченных налогов, на переплату не распространяются. Поэтому она может бытьпризнана безнадежным долгом и учтена в расходах по истечении трехлетнего срока,установленного для подачи заявления о возврате или зачете сумм переплаты. Вэтом случае списание инспекцией сумм излишне уплаченных налогов служит ещеодним подтверждением того, что данные суммы являются нереальными к взысканию.Подобный вывод о природе переплаты был высказан и в п. 2Определения Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П.

Следует отметить, что Минфин России изложенную точку зрения неразделяет. Согласно позиции финансового ведомства, переплата не являетсядебиторской задолженностью, а поэтому признать ее безнадежным долгом нельзя (ПисьмоМинфина РФ от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457).

2. Переплата может быть зачтена в счет недоимки по иным налогам, атакже в счет задолженности по пеням и штрафам. Эта позиция основана на том, чтотрехлетний срок установлен для подачи налогоплательщиком заявления о возвратеизлишне уплаченного налога или его зачете в счет предстоящих платежей (п. 7 ст. 78НК РФ). При этом налоговый орган наделен правом самостоятельно, т.е. безсоответствующего заявления, зачесть сумму переплаты в счет недоимки по налогам,пеням и штрафам (п. 5 ст. 78НК РФ). В таком случае можно считать, что пресекательного срока Налоговым кодексомРФ не предусмотрено.

Это мнение также отражено в судебной практике (Постановления ФАССеверо-Западного округа от 02.12.2011 по делу N А26-10625/2010и от 07.08.2009 по делу N А56-45665/2008).

Обращаем внимание, что Минфин России приведенные позиции не разделяет,поэтому следование любой из них, вероятнее всего, приведет налогоплательщика котстаиванию своих действий в суде. Следует особо отметить, что количествосудебных решений на уровне кассационной инстанции по аналогичным спорамнезначительно.



2.Необходимо ли применяющим УСН налогоплательщикам заверять в инспекции книгуучета доходов и расходов за 2012 г.?



Название документа:

ПисьмоМинфина России от 11.02.2013 N 03-11-11/62



Комментарий:

С 1 января 2013 г. в целях УСН применяется новая формакниги учета доходов и расходов, а также соответствующий порядокзаполнения (утв. Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н). Данную книгу ненужно заверять в налоговом органе, поскольку такого требования в новом порядкенет. Подробнее о ПриказеМинфина России от 22.10.2012 N 135н см. в выпускеобзора "Новые документы для бухгалтера" от 16.01.2013.

В комментируемом ПисьмеМинфин России разъяснил, что книгу учета доходов и расходов за 2012 г., котораявелась в течение налогового периода в электронном виде, необходимо распечататьи заверить в инспекции. Данное требование было установлено п. 1.5Порядка заполнения книги учета доходов и расходов (утв. Приказом Минфина Россииот 31.12.2008 N 154н). Также в данном пунктебыл предусмотрен срок для заверения книги: не позднее последнего дня срокапредставления налоговой декларации по УСН. Таким образом, представить книгуучета доходов и расходов за 2012 г. в инспекцию для заверения применяющиеуказанный спецрежим организации должны не позднее 1 апреля 2013 г. (с учетомтого, что 31 марта - выходной день), предприниматели - не позднее 30 апреля2013 г.

Однако по данному вопросу необходимо отметить следующее.Действительно, прежним порядком было предусмотрено заверение книги учетадоходов и расходов налоговым органом. Но привлечь налогоплательщика кответственности, если у него указанный документ не заверен или нарушен срок дляего заверения, нельзя. Это касается как ст. 120НК РФ, которая предусматривает штраф за грубое нарушение правил учета доходов ирасходов, так и ст. 126НК РФ, устанавливающей штраф за непредставление сведений для осуществленияналогового контроля (в случае представления незаверенной книги).

Напомним, что грубым нарушением правил учета доходов и расходов, вчастности, является отсутствие регистров налогового учета (ст. 120НК РФ). ФНС России в Письмеот 16.08.2011 N АС-4-3/13352@ разъяснила, что нарушение обязанности заверениякниги учета доходов и расходов не приравнивается к отсутствию регистровналогового учета, а значит, не образует состава правонарушения, предусмотренногост. 120НК РФ.

А привлечение к ответственности в виде штрафа по ст. 126НК РФ неправомерно потому, что данная статьяустанавливает ответственность за непредставление документов по требованиюинспекции, а не за представление документов, оформленных с нарушением правил ихоформления. Данный вывод подтверждается ПостановлениемФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007, 12.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3471.

Кроме того, ФНС России в Письмеот 03.02.2010 N ШС-22-3/84@ разъясняла, что налоговые органы не вправетребовать от налогоплательщиков обязательного представления книги длязаверения. Данный документ заверяется только по просьбе налогоплательщика.

Таким образом, книгу учета доходов и расходов за 2012 г., применяемуюв целях УСН, налогоплательщики, по мнению Минфина России, обязаны заверить винспекции. Но никаких негативных последствий для них, если они эту обязанностьне исполнят, не будет.